Дорожное покрытие из бетона
Бетон – важный материал, без которого не обходится ни одна стройка. Бетонные смеси используют не только для скрепления деталей возводимых зданий, заливки фундамента и пола, но для создания дорожных покрытий. В этой сфере бетон практически незаменим, так как может служить основой для разных типов дорожных покрытий. В частности, бетон востребован при:
- сплошной заливке территории;
- изготовлении деталей для сборного дорожного полотна.
Рассмотрим эти виды покрытий более подробно.
Сплошное бетонное полотно
Способность некоторых марок бетона противостоять суровым погодным условиям и механическим воздействиям позволяет этому материалу успешно применяться для укладки дорожных полотен в качестве альтернативы асфальту, а также для организации аэродромов и вертолетных площадок. При этом готовое покрытие должно соответствовать основным требованиям:
- сопротивляемость растрескиванию как в процессе укладки дороги, так и во время эксплуатации. Особенно важно выбирать марки бетона с высокой прочностью при строительстве автомобильных и железнодорожных мостов – это обеспечит дополнительную безопасность водителей и пассажиров при движении по дорогам с большим потоком транспорта;
- сопротивляемость вибрации при динамических нагрузках, которым подвергается дорожное покрытие в процессе эксплуатации. Чем популярнее направление, по которому пролегает дорога, тем больше воздействия оказывается на неё, и тем устойчивее должно быть полотно;
- отсутствие реакции на химическое воздействие, которое оказывается на бетонную дорогу в период гололедицы и таяния снега. Современные реагенты превосходно справляются с наледью и ускоряют процесс очистки дороги от снега и слякоти, но при этом постепенно разрушают дорожное полотно. Специальные добавки для бетона успешно решают эту проблему.
Для изготовления сплошных бетонных полотен используют портландцемент, а также бетон М400 и другие марки с более высокой прочностью на сжатие.
Сборное дорожное покрытие
Сборные покрытия сочетают плитку и бордюрный камень в различных вариациях, которые зависят от дизайн-проекта и назначения дорожки. Например, в городской среде бордюры обязательно должны отделять автодорогу от тротуара – с целью безопасности. Парковые или дачные дорожки не обязательно оформлять бордюром. Наоборот: выложенная из плитки дорожка вровень с грунтом более органично вписывается в природный ландшафт.
Всё чаще городские власти при оформлении пешеходных зон отдают предпочтение плитке, а не асфальту, так как бетон обеспечивает не только долговечное и износостойкое покрытие, но и визуально более привлекательное: из бетона можно изготовить плитку любого цвета и формы – ограничений нет.
К бетону, из которого будет сделана плитка и бордюрный камень, предъявляется ряд простых требований:
- смесь должна быть однородной, что обеспечит равномерное распределение состава в форме и снизит количество бракованных деталей;
- бетон должен быть прочным, устойчивым к механическим и химическим воздействиям, сопротивляться негативному воздействию окружающей среды;
- финальная обработка плитки должна учитывать смену сезонов и не скользить при выпадении осадков и во время заморозков.
Максимальной плотностью бетона, который используют для изготовления «искусственного камня», как иначе называют тротуарную плитку и бордюры, обладает бетон М500, минимальной – бетон М400. Эти марки достаточно прочные, надежные, отлично сочетаются с морозо- и влагостойкими добавками (пластификаторами). Кроме пластификаторов в дорожный бетон добавляют дополнительное количество песка, щебня, керамзита для повышения плотности, воздухопроводности, гибкости или влагопоглощения.